Студенческая музыкально-теоретическая конференция «Композиторы смеются» (2021)

В рамках недели цикловой комиссии «Музыковедение» прошла студенческая музыкально-теоретическая конференция «Композиторы смеются».

Подготовкой конференции руководили председатель цикловой комиссии «Музыковедение» Липницкая Александра Геннадьевна, преподаватели цикловой комиссии Евдокимов Александр Сергеевич, Минич Анастасия Вячеславовна, Быкова Александра Артуровна. В проведении конференции принимали участие все учащиеся отделения «Музыковедение».

Конференция была приурочена к международному Дню смеха («April Fool’s day»). В своих докладах учащиеся разных курсов представили различные проявления композиторского юмора, - от шутки, шаржа и розыгрыша до едкой сатиры, - обратили внимание на малоизвестные факты известных произведений композиторов от XVIII до XX веков.

Доклады учащихся I курса, - «Музыкальный юмор В.А. Моцарта» Богодяж Алины, «Опера “Директор театра” или еще раз о Моцарте и Сальери» Мончак Алисы, «Новая жизнь оперы Моцарта “Дон Жуан” в инструментальных сочинениях» Дудаль Анастасии (научный руководитель – Евдокимов А.С., преподаватель ЦК «Музыковедение», кандидат искусствоведения), - были приурочены к знаковому событию текущего года, - юбилею Вольфганга Амадея Моцарта (265 лет со дня рождения). В своих выступлениях учащиеся I курса показали сочетание серьезного и комического в личности самого композитора, а также в его сочинениях. Богодяж Алина рассказала о малоизвестных музыкальных шаржах В.А. Моцарта, - «Музыкальной шутке» KV 522 («Секстет деревенских музыкантов»), шуточном ансамбле «Ленточка» KV 441, а также граничащих с пределами допустимых в обществе XVIII века моральных норм «хулиганских» шуточных вокальных канонах (шестиголосный канон «Leek mich im Arsch» KV 231). Алиса Мончак представила оперу В.А. Моцарта «Директор театра», являющуюся пародией на штампы современного композитору итальянского оперного театра. О «произведениях-пародиях» композиторов XVIII-XIX веков, развивающих в своей манере известные темы оперы «Дон Жуан» В.А. Моцарта, рассказала Анастасия Дудаль.

Другая сторона музыкального юмора, связанная с развитием традиций ярмарочных карнавальных действ, лубочного театра, в музыке композиторов «Могучей кучки», была представлена в докладах «Юмор и смех оперы “Ночь перед Рождеством” Н.А. Римского-Корсакова» учащейся II курса Надежды Володько и «Традиции русской музыкальной сатиры в памфлете М.П. Мусоргского “Раек”» учащихся III курса, - Александра Ключника, Романа Галина и Яны Сенько (научный руководитель – Минич Анастасия Вячеславовна, преподаватель ЦК «Музыковедение», магистр искусствоведения). О музыкальном воплощении в «были-колядке» Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» карнавально-ярмарочной атмосферы, композиционных особенностей повести Н.В. Гоголя, передаче в музыке композитора характерных гоголевских «звуковых жестов» (выкриков, вздохов, кряхтения, смеха) рассказала Надежда Володько. Учащиеся III курса, - Александр Ключник, Роман Галин, Яна Сенько, - передали неповторимую ироничную манеру общения композиторов «Могучей кучки», показали несколько эпизодов из жизни балакиревского кружка, которые легли в основу музыкального памфлета М.П. Мусоргского «Раек». В духе старинных ярмарочных представлений каждый из участников примерил «маску» известных исторических лиц, - М.А. Балакирева (А. Ключник), М.П. Мусоргского (Р. Галин), В.В. Стасова (Я. Сенько).

«Раешную» тему продолжил доклад учащейся II курса Анастасии Машко «“Реализм” и “формализм” “Антиформалистического райка” Д.Д. Шостаковича» (научный руководитель – Минич Анастасия Вячеславовна). Анастасия Машко в своем докладе рассказала о замысле малоизвестного произведения композитора, обличающего проводимые по протоколы идеологические собрания 1930-х – 1940-х годов, а также представила основных его персонажей, - «тов. Опостылова», «тов. Единицына», «тов. Двойкина» и «тов. Тройкина».

О музыкальных шутках американского композитора Лероя Андерсона рассказала в докладе «Лерой Андерсон. Эксперименты в оркестровой музыке ХХ века» учащаяся II курса Анна-Мария Гаранина (научный руководитель – Быкова Александра Артуровна, преподаватель ЦК «Музыковедение»). В выступлении Анны-Марии Гараниной прозвучали фрагменты малоизвестных экспериментальных произведений Лероя Андерсона, - «Балет для наждачной бумаги» («Sandpaper ballet») для трех солистов и симфонического оркестра, пьеса «Вальсирующий кот» («The Waltzing cat») для симфонического оркестра, а также «Пьеса для пишущей машинки с оркестром» («The Typewriter»).

Музыкально-теоретическая конференция «Композиторы смеются», проводимая в год двойного юбилея В.А. Моцарта, в какой-то степени продолжила традиции музыкального театра гениального австрийского композитора: выступления участников парадоксально сочетали в себе комическое и серьезное, юмор и трагедию, затронули вопросы истории и современного музыкального искусства. В завершении хотелось бы привести слова М.П. Мусоргского, прозвучавшие в одном из выступлений: «А мы без Вас «Раек» согрешили, а выходит так, что этот самый «Раек», якобы в зерцале, отражает безобразие весьма важных музыкальных особей; и зовут их, сердечных, разно. А как зовут и зачем их так зовут, а не иначе, прислушаться просим».

Автор: Минич А.В.