Вечер фортепианных концертов

 

17.04.2024

В разгаре весна – самое горячее время в концертной жизни колледжа. Наши творческие коллективы продолжают радовать слушателей разнообразными концертными программами, жанровый диапазон которых очень широк и охватывает музыкальные направления от европейского классицизма до современной эстрады.

Думаю, вы согласитесь со мной, что самым активным концертным коллективом нашего учебного заведения является оркестр, который находится на сцене и не требует особого представления…

Симфонический оркестр – творческая лаборатория, в которой рождаются и воплощаются в жизнь самые разнообразные проекты. Но даже в богатом творческом багаже этого коллектива сегодняшний концерт стоит особняком, поскольку его программа включает произведения только одного жанра, одного из трех китов европейской инструментальной классики – фортепианного концерта, который наравне с жанрами симфонии и сонаты образует фундамент классической музыки.

Сегодня мы с вами будем иметь возможность проследить в исторической перспективе становление и развитие этого жанра. Он будет представлен произведениями трёх стилистических эпох и направлений: зрелого классицизма, в котором глубина и разнообразие содержания облечены в идеально совершенные формы (мы услышим это в 1 концерте Бетховена); затем музыка 2 концерта Сен-Санса захватит потоком бурных и неудержимых романтических страстей, и, наконец, мы перенесемся в бескрайние просторы русской музыкальной культуры с ее богатейшей мелодикой и искренностью чувств, которые наполняют музыку 1 концерта Чайковского.

Три концерта – три солиста. Все они находятся на разных этапах профессионального становления, но всех их объединяет любовь и преданность своему инструменту и стремление постичь тайны исполнительского мастерства.

Фортепианные концерты Людвига ван Бетховена стали новым словом в истории жанра. По своей сути, по глубине содержания и оркестровке это были «симфонии» для фортепиано с оркестром, в то же время в них сохранена специфика жанра – в частности, виртуозное начало, и это неудивительно – ведь Бетховен сам был прекрасным исполнителем, и по иронии судьбы прославился, прежде всего, как пианист-виртуоз, а не как композитор.

Нашу программу открывает 1 часть Концерта для фортепиано с оркестром № 1 До мажор, оп. 15, написанного в 1796-1797 годах, когда Бетховену было 26 лет. Премьера прошла в 1798 году в Праге, с самим Бетховеном в роли солиста. Пресса благосклонно отнеслась к новому сочинению, отметив «много красот, особенно в первых двух частях».

Несмотря на то, что это первый опубликованный фортепианный концерт Бетховена, это уже третье обращение автора к жанру, первые два были написаны еще совсем юным композитором в 14 и 16 лет.

Дарья Рауба – выпускница Молодечненской ДШИ (класс Наумовой Ирины Васильевны, последний год – Шпадарука С.Ю.), сейчас – учащаясяся 2 курса (класс Шпадарука С.Ю.), дипломантка конкурса белорусской музыки (БГАМ, 2023 г.), конкурса «Интермеццо» (Минский колледж искусств, 2023).

Примерно через 70 лет после написания и первого исполнения До-мажорного Концерта Бетховена в 1868 году состоялась премьера Концерта № 2 для фортепиано с оркестром соль минор Op. 22 французского композитора, пианиста, органиста, дирижера, музыкального писателя, педагога Камиля Сен-Санса. Он сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах. Среди наиболее популярных сегодня произведений композитора сюита «Карнавал животных», Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром, опера «Самсон и Далила» и, наконец, Второй фортепианный концерт.

Поводом для его сочинения Сен-Сансу послужила творческая дружба с Антоном Рубинштейном, вместе с которым он не раз выступал как дирижёр. У музыкантов возникла идея поменяться привычными ролями, чтобы Сен-Санс выступил как солист, а Рубинштейн — как дирижёр. Сен-Санс сочинил концерт всего за 17 дней, и уже через 10 дней он был впервые исполнен. Считается, что Сен-Санс не успел в полной мере отрепетировать сольную партию и остался не вполне доволен премьерой.

Пётр Ильич Чайковский писал об этом концерте:

"Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нём отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, тёплая сердечность, ум дают себя чувствовать... на каждом шагу..."

Финал Второго концерта Камиля Сен-Санса прозвучит в исполнении Маргариты Тавгень – выпускницы Молодечненской ДШИ (класс Шпадарука С.Ю.), сейчас – учащейся 3 курса, лауреата 2 премии конкурса белорусской музыки БГАМ и 3 премии конкурса «Интермеццо».

Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке. Это первый образец подобного жанра в русской культуре. Не случайно исследователи отмечают, что произведение Чайковского значительно превышает все написанное до него по своему значению.

Конце́рт № 1 для фортепиа́но с орке́стром си-бемоль минор, соч. 23 был написан П. И. Чайковским в 1870-х годах и впервые исполнен в 1875 году в Бостоне Гансом фон Бюловом с оркестром под управлением Бенджамина Ланга.

Ещё при жизни композитора Первый концерт стал весьма популярен. Он неоднократно звучал во время гастролей Чайковского по США в 1891 году, в том числе на одном из концертов в честь открытия Карнеги-холла в Нью-Йорке. И сейчас Концерт №1 является одним из самых известных и часто исполняемых классических произведений в мире.

С 1958 года в обязательную программу финального тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского должен быть включён «один из фортепианных концертов Чайковского», но случаи исполнения конкурсантами Второго или Третьего концертов крайне редки.

Музыка этого произведения основана на богатейшей мелодике украинского фольклора.

Предлагаем вашему вниманию 1 ч. первого концерта Чайковского в исполнении нашей гостьи, Любови Глазовой. Выпускница Республиканской гимназии-колледжа при БГАМ (преп. – Гужаловская Ариадна Николаевна), в 2022 г. – БГАМ (Дулов Владимир Андреевич), сейчас – магистратура БГАМ.

Любовь является лауреатом международных конкурсов, дважды обладателем Гранд-премии специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, Золотой и Серебряной медалей Дельфийских игр государств- участниц СНГ 2021-22 гг. Выступает с концертами в Беларуси и России.

П.И.Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль минор. 1 ч.

Представление Дулова Владимира Андреевича:

Профессор БГАМ, заведующий кафедрой специального ф-п, выпускник БГК в классе Григория Ильича Шершевского, ассистентуры-стажировки Московской гос консерватории им. П.И.Чайковского под руководством народной артистки СССР Татьяны Петровны Николаевой, лауреат, а ныне член жюри многочисленных республиканских и международных конкурсов, концертирующий исполнитель, художественный руководитель и организатор Международного фестиваля «Белорусская фортепианная ассамблея», педагог, подготовивший целую плеяду пианистов – лауреатов исполнительских конкурсов разного уровня (в том числе и Любовь Глазову).

Автор сценария концерта: Екатерина ШЕСТИЛОВСКАЯ.